Весовой и габаритный контроль транспортных средств
- Весовой и габаритный контроль перевозок грузов автомобильным транспортом
- Обработка материалов от автоматических весоизмерительных комплексов
- Расчёт размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам
- Учёт количества поездок
- Формирование претензий собственникам ТС, на основе измерений автоматизированных комплексов весогабаритного контроля
В данной статье рассмотрим подробнее, возможности организации автоматического весогабаритного контроля на автодорогах регионального и местного значения. А так же, как можно использовать такие комплексы для автоматического расчёта и взыскания платы в счёт возмещения вреда, наносимого перевозкой грузов с превышением допустимых значений массы или осевых нагрузок.
Содержание:
- Формирование сведений о проездах транспортных средств
- Расчёт платы в счёт возмещения ущерба на основании данных автоматических комплексов весогабаритного контроля
- Программный комплекс сбора и обработки данных "Автодор"
- Задачи, решаемые программным комплексом
- Функциональные возможности программного комплекса
Весовой и габаритный контроль транспортных средств на автодорогах Российской Федерации в соответствии с приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» осуществляют:
- Органы федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
- Госавтоинспекция МВД РФ.
Положения приказа требовали остановки транспортного средства для взвешивания и измерения габаритов на стационарных или передвижных контрольных пунктах.
В последние несколько лет на наших автодорогах начали широко использоваться автоматизированные комплексы весового и габаритного контроля. Такие комплексы используют технологию взвешивания транспортного средства в движении (WIM – Weight In Motion) и не требуют его остановки. В июле 2016 года в КоАП РФ внесли изменения, которые позволяют налагать штрафы размером 150 – 500 тысяч рублей на собственников транспортных средств, перевозящих грузы с превышением нормативных значений. С октября 2016 года на федеральных трассах в «пилотном» режиме начал работать автоматизированный весогабаритный контроль.
На автомобильной дороге монтируется автоматизированный комплекс весогабаритного контроля. Данные комплексы в обязательном порядке оснащаются системой фото-видео фиксации проезжающих транспортных средств. Все фотоизображения, видеозаписи и результаты измерений передаются в специализированный центр обработки данных.
Система весового и габаритного контроля "СВК " ЗАО "Тензо-М" |
Система весового и габаритного контроля Unicam производства Чешской республики |
1. Формирование сведений о проездах транспортных средств
Сведения о проезде транспортного средства загружаются в информационную систему с помощью программного модуля «Поток» (подробней о модуле «Поток» можно узнать здесь). Модуль «Поток» анализирует загружаемые данные и, при наличии превышения допустимых значений, передаёт сведения и фотоматериал о факте нарушения в:
- ЦАФАП ГИБДД региона для принятия решения о привлечении собственника транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.21.1 КоАП РФ, наложении административного штрафа и вынесении постановления (подробнее можно узнать здесь).
- Уполномоченный орган Ространснадзора или органа местного самоуправления для учёта факта проезда транспортного средства с превышением допустимых характеристик и расчёта платы в счёт возмещения вреда, нанесённого дорожному полотну.
2. Расчёт платы в счёт возмещения ущерба на основании данных автоматических комплексов весогабаритного контроля
Необходимо отметить, что ГИБДД для вынесения привлечения собственника к административной ответственности достаточно одного факта фиксации превышения допустимых значений. Расчёт платы в счёт возмещения вреда, согласно Методике расчёта размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов утверждённой постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 в редакции 2014 года, зависит от протяжённости участка дороги. Решить этот вопрос возможно установкой на контролируем участке второго автоматизированного комплекса весогабаритного контроля на определённом расстоянии от первого.
В таком случае, общий порядок действий автоматизированной системы представлен на рисунке:
Порядок расчёта размера платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам
транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза
- превышение допустимых параметров фиксируется первым комплексом при въезде транспортного средства на контролируемый участок, сведения о чём сохраняются в информационной системе модулем «Поток»;
- транспортное средство проезжает контролируемый участок и фиксируется вторым комплексом;
- сведения о втором факте фиксации превышения допустимых параметров также направляются на загрузку модулем «Поток»;
- два комплекса весогабаритного контроля настраиваются в модуле «Поток» как работающие в «парном» режиме – один комплекс контролирует въезд транспортного средства на участок дороги, второй – выезд;
- модуль «Поток», при получении сведений о выезде транспортного средства с контролируемого участка дороги, выполняет поиск факта фиксации транспортного средства с аналогичным регистрационным знаком первым комплексом;
- поиск выполняется с учётом средней скорости движения на контролируемом участке дороги и погрешности измерений весогабаритных параметров обоими комплексами;
- при обнаружении аналогичного транспортного средства модуль «Поток» формирует материал о факте движения транспортного средства с превышением допустимых характеристик и направляет данный материал в орган Ространснадзора для принятия решения о взыскании ущерба и формировании претензии собственнику транспортного средства.
Более подробно порядок расчёта размера платы в счёт возмещения ущерба можно изучить в прилагаемой брошюре.
Полученные материалы поступают на обработку для принятия решения помощью программного комплекса «Автодор».
3. Программный комплекс сбора и обработки данных «Автодор»
Программный комлпекс представляет собой единую систему сбора, обработки, хранения и представления уполномоченным должностным лицам данных, необходимых для организации процессов контроля перевозок грузов автомобильным транспортом.
Основными целями программного комплекса являются:
- автоматизация деятельности органов, уполномоченных Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласовывать и выдавать специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- автоматизация расчёта платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного) груза, зафиксированными с помощью специальных технических средств, выполняющих измерение весогабаритных характеристик транспортных средств в автоматическом режиме (см. подробнее);
- организация автоматизированного информирования органов Госавтоинспекции о наличии (отсутствии) специального разрешения для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусматривается статьёй 12.21.1 КоАП Российской Федерации, на собственника транспортного средства.
Автодор может функционировать как в виде отдельной информационной системы, развёрнутой в подразделении Росавтодора или в его уполномоченном органе, так и в составе единой системы фото-видео фиксации в области безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации. Общая схема единой системы фото-видео фиксации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Общая схема единой системы фото-видео фиксации в области безопасности дорожного движения
4. Программный комплекс решает задачи:
- Формирование единого учёта согласований и специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
- Повышение эффективности деятельности должностных лиц подразделений Росавтодора и уполномоченных органов за счёт автоматизации учётов необходимых для согласования маршрутов перевозок документов и решений, снижения количества рутинных операций, выполняемых вручную.
- Круглосуточный сбор в едином информационном массиве сведений о фактах движения транспортных средств имеющих превышения допустимых весогабаритных характеристик, поступающих от специальных технических средств, имеющих функции измерения таких характеристик в автоматическом режиме.
- Повышение наполняемости бюджетов всех уровней за счёт формирования и контроля оплаты претензий, сформированных и направленных собственникам транспортных средств, двигавшихся с превышением допустимых весогабаритных характеристик, о причинении вреда автомобильным дорогам.
- Реализация автоматизированного безбумажного взаимодействия с органами управления и подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, а также другими заинтересованными ведомствами и организациями, в том числе путём применения единой системы межведомственного электронного взаимодействия с использованием электронно-цифровой подписи.
5. Функциональные возможности программного комплекса
5.1. Подготовка и выдача специальных разрешений:
- Ввод сведений с заявления на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подаваемого владельцем транспортного средства:
- наименование и организационно-правовая форма для юридических лиц;
- фамилия, имя, отчество, дата, место рождения для физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- ИНН, ОГРН, адрес места нахождения;
- наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя;
- банковские реквизиты
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- ИНН, адрес места проживания;
- данные документа, удостоверяющего личность
- для физических лиц;
- маршрут движения;
- вид, сроки перевозки, их количество;
- сведения о транспортном средстве (автопоезде);
- характеристики груза;
- необходимость автомобиля сопровождения.
На рисунках 2 – 5 приведены примеры экранных форм для ввода и редактирования необходимых сведений.
Рисунок 2. Пример основной экранной формы работы с перевозками |
Рисунок 3. Пример экранной формы ввода и редактирования сведений о перевозчике |
Рисунок 4. Пример экранной формы ввода и редактирования сведений об автопоезде |
Рисунок 5. Пример экранной формы ввода и редактирования сведений о перевозке |
- Учёт согласований маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, а также органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации:
- наименования согласующих ведомств и организаций;
- фамилии, имена, отчества должностных лиц;
- исходящие и входящие номера, даты запросов и ответов;
- фабулы вынесенных резолюций и решений.
- Расчёт платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, на основании сведений о характере груза, характеристиках и состоянии автомобильных дорог на основании:
- методики расчёта размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, являющейся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года № 12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации»;
- постановлений и других нормативных документов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования.
- Учёт выданных и подготовленных к выдаче бланков специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов:
- серия, номер бланка;
- дата выдачи, наименование подразделения Росавтодора или уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, подготовившего разрешение или согласование.
Формирование их машинописным способом на печатающих устройствах.
- Формирование аналитических и статистических отчётов, таких как:
- количество выданных специальных разрешений, остаток бланков специальных разрешений;
- количество и перечень недействительных, аннулированных либо утраченных бланков специальных разрешений;
- начисленные и оплаченные гос. пошлины за выдачу специальных разрешений или согласований;
- размер взысканной платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам с возможностью группировки по периодам времени, перевозчикам, маршрутам и т. д.
5.2. Формирование претензий собственникам транспортных средств, двигавшихся с превышением допустимых весогабаритных характеристик, о причинении вреда автомобильным дорогам.
- Сбор данных от специальных технических средств, имеющих функции измерения весогабаритных характеристик транспортных средств в автоматическом режиме в круглосуточном режиме.
- Хранение данных:
- хранение информации о местах дислокации специальных технических средств, их типах, технических характеристиках и режимах функционирования в любой момент времени;
- мониторинг наличия данных, целостности структур данных, достоверности данных по формализованным признакам;
- хранение информации, полученной от специальных технических средств в едином информационном массиве, организация поисков и выборок необходимых данных по любой совокупности сохраняемых реквизитов.
- Обработка данных:
- выбор (поиск) материалов, полученных от специальных технических средств по различным критериям;
- автоматизированный расчёт допустимых значений весогабаритных характеристик зафиксированных транспортных средств на основании сведений, полученных от технического средства, и параметров дорожного полотна в месте его установки;
- автоматический расчёт наличия и величины превышения весогабаритных характеристик зафиксированных транспортных средств;
- автоматическая проверка наличия специального разрешения на движение зафиксированного транспортного средства по маршруту, на котором уставлено специальное техническое средство, а также проверка соответствия заявленных характеристик груза полученным в результате измерений;
- автоматизированный расчёт платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, в случае фиксации факта превышения весогабаритных характеристик зафиксированных транспортных средств двумя и более специальными техническими средствами и отсутствии специального разрешения на движение такого транспортного средства по маршруту (примерный порядок расчёта приведён на рисунке 6);
- формирование запроса на установление транспортного средства и его собственника по регистрационному знаку к учётам зарегистрированных автомототранспортных средств ГИБДД;
-
- предварительная проверка материалов, содержащим факты превышения весогабаритных характеристик зафиксированных транспортных средств, установленным должностным лицом, с сохранением всех наложенных им резолюций в информационном массиве.
- Формирование претензии:
- формирование электронного образа претензии в электронных файлах различных форматов (pdf, xps), с возможностью «подписи» указанных файлов ключом ЭЦП;
- использование различных печатных форм претензий; возможность реализации новых печатных форм по согласованию с уполномоченным органом.
- Передачу (направление) претензий для доставки собственникам транспортных средств в ФГУП «Почта России»:
- автоматическое формирование штриховых почтовых идентификаторов ФГУП «Почта России»;
- формирование реестра отправки корреспонденции, сопутствующих документов, как в виде электронных файлов, так и в печатной форме по согласованию с ФГУП «Почта России»;
- применение к электронным файлам обмена закрытого ключа электронно-цифровой подписи должностного лица.
- Формирование списков собственников транспортных средств, не оплативших в причинённый вред в установленные сроки; формирование материалов для передачи в судебные органы.
- Формирование аналитических и статистических отчётов, таких как:
- отчёты по работе специальных технических средств за периоды времени;
- количество и состав материалов, по которым не удалось рассчитать величину превышения весогабаритных характеристик транспортных средств;
- количество материалов, обработанных пользователями, включая количество материалов, переведённых в брак, отклонённых от оформления претензии;
- количество и перечень материалов, направленных в судебные органы;
- по результатам взаимодействия с ФГУП «Почта России», включая анализ причин не доставки почтового отправления собственникам транспортных средств.
5.3. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями.
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации:
- автоматизированные запросы на получение сведений о собственниках транспортных средств для оформления претензии;
- автоматизированное направление сведений о наличии специального разрешения или согласования на перевозку тяжеловесного груза для возбуждения дела об административном производстве, ответственность за которое предусмотрена статьёй 12.21.1 КоАП Российской Федерации.
- ФГУП «Почта России»:
- автоматизированное получение сведений от специализированных сервисов ФГУП «Почта России» о состоянии почтового отправления.
- Судебные органы:
- формирование и выгрузка сведений о собственниках транспортных средств, не оплативших в установленный срок плату платы в счёт возмещения вреда;
- загрузку в информационную систему сведений, поступающих от регионального управления ФССП России, о состоянии исполнительного производства по делам о взыскании в платы в счёт возмещения вреда.
Данный материал так же ищут по фразам: выдача разрешений на перевозку, весогабарит, крупногабаритные грузы, тяжеловесные грузы, ущерб дорожному полотну, весовой контроль.