Весогабаритный (весовой) контроль, как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности дорог
Содержание
- О системе весогабаритного контроля
- Необходимость регулирования передвижения ТКТС
- Правовые отношения
- Способы весогабаритного контроля
- Использование АВГК
- Ответственные решения
1. О системе весогабаритного контроля
Весогабаритный контроль, как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности дорог, представляет интерес прежде всего для владельцев и собственников дорог как регионального, так и федерального уровня. При этом, так как качество и состояние дорожного покрытия являются важнейшими составляющими безопасности дорожного движения, в реализации мер весогабаритного контроля заинтересованы как соответствующие правоохранительные структуры и контролирующие органы, так и рядовые граждане.
2. Необходимость регулирования передвижения ТКТС
Доля автомобильного транспорта в общей структуре грузовых перевозок стабильно занимает лидирующие позиции. На горизонте 10 лет — это от 68% до 74% (данные Росстата). По данным Росстата за период с 2009 по 2019 год протяжённость автомобильных дорог в Российской Федерации выросла почти на 60%, грузооборот автомобильного транспорта за этот период — почти на 80%, а общий парк грузового автотранспорта за это время вырос практически на 50%. Этот рост, обусловленный объективной потребностью в грузоперевозках, обеспечивается в том числе и за счёт увеличения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (ТКТС). Но, как уже отмечалось выше, у этого роста есть негативные аспекты.
Во-первых, ТКТС, передвигаясь по дорогам общего пользования, из-за своих нестандартных параметров создают угрозу безопасности дорожного движения. Очевидно, например, что транспортное средство, которое по своим габаритам не умещается в стандартной полосе движения, будет создавать помехи другим участникам движения, что увеличивает вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге. Во-вторых, помимо создания потенциально аварийных ситуаций на дороге, ТКТС оказывают разрушающее воздействие на дорожное полотно, вследствие чего у владельцев дорог возникает необходимость нести дополнительные затраты по внеплановому приведению дороги в нормативное состояние. То есть в данном случае речь идёт уже не о какой-то гипотетической опасности, а о реальном ущербе, причём, учитывая стоимость содержания дороги, весьма ощутимом.
Но, тем не менее, так как для хозяйствующих субъектов потребность в передвижении ТКТС по дорогам общего пользования является объективной необходимостью, возникает вопрос о регулировании этого процесса — введении разрешительного порядка проезда ТКТС по дорогам и осуществлении контроля за маршрутом проезда и соблюдении согласованных условий этого проезда. Автоматизированный сбор данных о фактах фиксации транспортных средств рубежами контроля фотовидеофиксации, других событий в области мониторинга и управления транспортными потоками осуществляется с помощью программного модуля "ПОТОК".
3. Правовые отношения
3.1 Владельцы дорог и перевозчики
Данная сфера отношений между владельцами дорог и перевозчиками регулируется нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Минтранса. Отнесение автомобильного транспорта к категории ТКТС производится в случае превышения им предельно допустимых весогабаритных параметров, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Передвижение такого транспортного средства по дорогам должно осуществляться только при наличии специального разрешения. Оформление данного разрешения регламентируется Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденным приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 (Порядок № 167). А ответственность за нарушение правил движения ТКТС предусмотрена статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
3.2 Специальные разрешения
Органы, которые уполномочены выдавать специальные разрешения, определены частью 10 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пунктами 6 и 7 Порядка № 167 — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского поселения, органы местного самоуправления сельского поселения, органы местного самоуправления городского округа, либо собственники автомобильных дорог.
3.3 Сроки и последовательность административных процедур
Сроки и последовательность административных процедур предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на ТКТС в случае, если маршрут или часть маршрута проходят по дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов РФ или в международном сообщении, определены в Административном регламенте Федерального дорожного агентства, который утверждён Приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107.
С 2012 года реализована возможность подачи заявлений на получение специальных разрешений через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). В соответствии с подпунктом 111 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ за оформление одного специального разрешения на движение крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства предусмотрена оплата государственной пошлины в размере 1 600,00 рублей.
Кроме того, предусмотрена плата в счет возмещения вреда, которая рассчитывается индивидуально по каждому заявлению при оформлении специального разрешения в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Пунктом 8 этого Постановления устанавливаются получатели платы в счёт возмещения ущерба — это либо соответствующие бюджеты — федеральный, субъекта РФ, местный, либо эта плата перечисляется в доход собственника дороги. Данный механизм позволяет направлять средства на восстановление повреждённых из-за проезда ТКТС дорог.
4. Способы весогабаритного контроля
Процесс регулирования и упорядочивания движения ТКТС по дорогам, основанный на вышеперечисленных нормативно-правовых актах, нуждается в ещё одной составляющей — контроле. Данный аспект реализуется в соответствии с Положением об осуществлении весогабаритного контроля транспортных средств, которое утверждено Приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Целью реализации весогабаритного контроля в пункте 3 данного Порядка прямо указывается обеспечение сохранности автомобильных дорог. Этим положением вводятся понятия видов пунктов, на которых осуществляется весогабаритный контроль: стационарные пункты - СПВГК, передвижные пункты — ППВГК, автоматические пункты — АПВГК. СПВГК и АПВГК организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами (операторы СПВГК или АПВГК соответственно) и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утверждённых Приказом Минтранса России от 30 июля 2020 г. N 274. ППВГК организуются на базе автомобиля или прицепа на автомобильных дорогах федерального значения уполномоченным контрольно-надзорным органом, а на иных автомобильных дорогах - уполномоченным контрольно-надзорным органом, владельцем таких автомобильных дорог или назначенным им лицом — оператором ППВГК.
Рисунок 1. Передвижной и стационарные посты весогабаритного контроля
Для СПВГК и ППВГК предусмотрено три способа контроля: визуальный, инструментальный, документальный. Визуальный контроль осуществляется путем визуального выявления в транспортном потоке транспортного средства с возможным превышением весогабаритных параметров и направления такого транспортного средства к месту размещения СПВГК или ППВГК для измерения весовых и габаритных параметров.
В ходе последующего инструментального контроля проводятся следующие измерения весогабаритных параметров транспортных средств:
- измерение габаритов (длина, ширина и высота);
- измерение расстояний между осями;
- определение групп сближенных осей;
- измерение (определение) весовых параметров транспортного средства (нагрузка на ось, нагрузка на группу сближенных осей, масса - весовой контроль, который осуществляет система весового контроля).
По требованию должностного лица уполномоченного контрольно-надзорного органа водитель транспортного средства представляет следующие документы:
- специальное разрешение на движение ТКТС (при наличии);
- документы на перевозимый груз;
- водительское удостоверение;
- регистрационные документы на транспортное средство.
Далее должностное лицо осуществляет документальный и визуальный контроль ТКТС на соответствие:
- информации, указанной в полученных от водителя документах;
- характеристик груза (делимый/неделимый), перевозимого ТКТС, информации, указанной в документах;
- условий движения ТКТС Правилам дорожного движения Российской Федерации и указанным в специальном разрешении на движение ТКТС особым условиям движения.
Рисунок 2. Пункт автоматического весогабаритного контроля
5. Использование АВГК
Описанная процедура для СПВГК и ППВГК отвечает своей главной задаче — осуществлению весогабаритного контроля Но, так как, с одной стороны, для проведения весового и габаритного контроля необходима остановка ТС, а с другой - в ходе измерений и проверок практически на каждом этапе непосредственное участие принимает человек, у таких пунктов весогабаритного контроля относительно невысокая производительность. По регламенту на оформление акта результатов измерений весовых и габаритных параметров ТС оператору СПВГК или ППВГК отводится до 3 часов (п. 26 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств). Кроме того, наличие человеческого фактора — это повышенные риски ошибок и коррупционных действий.
5.1 Функциональные возможности
Использование в весогабаритном контроле автоматизированных систем — пунктов автоматического весогабаритного контроля (АПВГК) в значительной степени минимизирует указанные недостатки. АПВГК в автоматическом режиме и без остановки транспортного средства выполняет следующие функции:
- измерение нагрузки на каждую ось транспортного средства;
- определение массы транспортного средства (весовой контроль, взвешивание в движении);
- определение количества осей транспортного средства;
- измерение межосевых расстояний транспортного средства;
- определение количества колес (скатности) на осях транспортного средства;
- измерение габаритных параметров транспортного средства;
- фотофиксация и распознавание государственного регистрационного номера транспортного средства;
- фотофиксация фронтального изображения транспортного средства;
- фотофиксация общего вида транспортного средства (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии транспортного средства, на которой отражены его контуры и количество осей);
- измерение и передача в центр обработки данных владельца автомобильной дороги зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.
Пункты 1 и 2 выполняет система весового контроля.
Схема 1. Компоненты системы ВГК
5.2 Обработка информации
Таким образом, данные, полученные от измерительного комплекса, сразу же получает для обработки система весогабаритного контроля владельца дороги. В ходе обработки, через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) происходит обращение к данным Росавтодора для получения информации о наличии выданных СР, и, если таковые выдавались, о разрешённых условиях проезда ТС. Совокупность полученных данных анализируется на предмет наличия нарушения.
В случае отсутствия СР и(или) выявления превышения измеренных параметров, система весогабаритного контроля формирует акт измерений, содержащий следующую информацию:
- об измерительном оборудовании: наименование, код, тип оборудования, серийный номер, владелец оборудования, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, срок действия утвержденного типа средства измерений, свидетельство о поверке средства измерений (номер, дата, срок действия поверки), пределы погрешности средства измерений;
- о месте расположения АПВГК (километр + метр, географические координаты);
- о наименовании автомобильной дороги;
- о нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный номер транспортного средства, тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки на ось, превышение массы (весовой контроль), превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, фактическая нагрузка на группы сближенных осей, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, тонна), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, тонна)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр));
- о специальном разрешении на движение ТКТС: номер, дата выдачи, срок действия, разрешенный маршрут и направление движения, разрешенная масса, нагрузки на оси (с указанием заявленных расстояний между осями и числа колес на осях), габаритные параметры;
- об отклонении от указанного в специальном разрешении на движение ТКТС маршрута движения;
- о фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным номером, фотография регистрационного номера транспортного средства, обзорная.
Рисунок 3. Образец акта измерения
5.3 Передача информации в контрольно-надзорный орган
Из системы весогабаритного контроля эта информация посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту, направляется в уполномоченный контрольно-надзорный орган. Как правило таким органом выступают Центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД, где на основании полученных данных выносятся постановление о привлечении владельца ТС к ответственности.
6. Ответственные решения
К организации АПВГК предъявляется ряд обязательных требований в части оснащения пункта весогабаритного контроля измерительным оборудованием, в части используемого программного обеспечения, а также в части инженерных особенностей пункта и соблюдения параметров участка дороги (чтобы обеспечить взвешивание в движении), где расположен АПВГК. Отдельно оговаривается необходимость наличия средств информирования водителя и собственника ТС о превышении весогабаритных параметров и обязательный тестовый период эксплуатации пункта в течение 3 месяцев. Кроме того, предписывается использование только поверенных средств измерения утверждённого типа, а на владельца пункта ВГК возлагается обязанность его содержания в исправном состоянии.
На рынке представлены следующие системы весогабаритного контроля для реализации АПВГК:
Рисунок 4. Логотипы компаний предлагающий системы для реализации АПВГК
С аппаратной точки зрения в настоящее время применяется два типа решения:
- оборудование на тензо-метрических датчиках российского производителя АО «ВИК «Тензо-М»;
- оборудование, оснащённое пьезо-электрическими датчиками швайцарской компании Кистлер:
- комплекс производства словацкой компании «Бетамонт»;
- комплекс производства чешской компании «Камеа»;
- отечественные комплексы «Архимед», «Лобачевский», производства ООО «ДОРОЖНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ»;
- Комплекс «Авакс», производства корпорации «СтройИнвестПроект».
Рисунок 5. Логотипы компаний создающих датчики для ВГК
Подробнее о системе ВГК “Авангард” смотрите в материале
Эта статья соответствуют поисковым фразам: весовой контроль, весогабаритный контроль, система весового контроля, система весогабаритного контроля, взвешивание в движении, ВГК, АПВГК, пост весового контроля, пост весогабаритного контроля, посты весового контроля, посты весогабаритного контроля, пункт весового контроля, пункт весогабаритного контроля, пункты весового контроля, пункты весогабаритного контроля, весогабаритные параметры транспортных средств, весогабаритные характеристики транспортных средств, весогабаритные параметры ТС, весогабаритные характеристики ТС, приказ минтранса, минтранса приказ
Комментарии
очень полезная и интересная
Добавить комментарий